Саморегуляция и аутогенная тренировка :-) для детей и взрослых.: Методика использования дыхательных упражнений на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике

Методика использования дыхательных упражнений на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике

Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Состояние вопроса 10
1.1. Структура и комплексный контроль подготовленности спортсменок в художественной гимнастике 10
1.2. Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста и у спортсменок, специализирующихся в художественной гимнастике 21
1.3. Использование дыхательных упражнений в спорте 27
1.4. Заключение 34
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 36
2.1. Задачи исследования 36
2.2. Методы исследования 36
2.3. Организация исследования 50
ГЛАВА 3. Структура и уровень подготовленности спортсменок в художественной гимнастике на начальных этапах тренировки' 51
3.1. Уровень двигательной подготовленности гимнасток 6-8 лет 52
3.2. Общая физическая работоспособность и специальная техническая подготовленность 61
3.3. Уровень развития основных вегетативных систем юных гимнасток 64
3.4. Взаимосвязь общей физической и специальной технической работоспособности с показателями основных компонентов подготовленности 68
ГЛАВА 4. Методика использования дыхательных упражнений в тренировке юных спортсменок в художественной гимнастике 80
4.1. Содержание программы использования дыхательных упражнений в тренировке юных гимнасток 81
4.2. Методика использования дыхательных упражнений в тренировке юных гимнасток 90
4.3. Совершенствование подготовленности юных гимнасток посредством дыхательных упражнений 93
Заключение 104
Выводы 108
Практические рекомендации по
Список литературы 111
Приложения 133
Введение к работе
Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировочного процесса, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков, ранней специализацией и другими факторами (Л.Н.Лапина, 1975; Н.И.Царькова, 1984; В.К.Макаренко, 1987 и др.). В связи с этим в значительной степени повышается значение физической подготовки спортсменок на начальном этапе тренировки, когда закладывается база дальнейшего роста функциональных возможностей и спортивно-технического мастерства (В.П. Филин, Н.А.Фомин, 1980; М.Я.Набатникова, 1982; Э.Х.Мамедова, 1989). Все это предопределяет необходимость изучения структуры и уровня развития подготовленности юных гимнасток, поиск и внедрение новых эффективных
организационных форм, методов и средств тренировки (М.А.Годик, 1980; М.Я.Набатникова, 1982; А.А.Сучилин, 1997 и др.), в частности - на этапах начальной подготовки в художественной гимнастике.
Одним из эффективных средств совершенствования подготовленности организма спортсменов, повышения эффективности тренировочного процесса является использование направленных воздействий на определенные функциональные системы организма, в частности, на дыхательную (С.Н.Кучкин, С.А.Бакулин, 1985; И.Н.Солопов, 1988, 1998). В качестве таких воздействий весьма хорошо себя зарекомендовали различные комплексы дыхательных упражнений, используемые в качестве средств поддержания физической работоспособности (А.Н.Крестовников, 1951; М.Е.Маршак, 1961; Л.Я.Евгеньева, 1974; В.В.Михайлов, 1983; С.Н.Кучкин, 1991 и др.).
Во многих работах показаны положительное влияние и эффективность использования дыхательных упражнений в тренировочном процессе
в циклических видах спорта (В.П.Волегов, 1970; В.М.Грачев, 1972; В.В.Михайлов, 1983; С.Н.Кучкин, 1986, 1991; И.Н.Солопов, 1988). Об использовании дыхательных упражнений в художественной гимнастике имеются лишь единичные сообщения, где предлагается использовать их в качестве средства срочного восстановления на этапе высшего спортивного мастерства (В.К.Макаренко, 1987).
Вместе с тем, показано, что использование дыхательных упражнений эффективно в основном на этапе начальной спортивной подготовки (В.В.Михайлов, 1961; С.Н. Кучкин, 1986, 1991). Исследованиями С.И.Кучкина (1983-1986) было показано, что на начальных этапах подготовки главенствующее значение имеет развитие т.н. "резервов мощности" дыхательной системы, характеризующих уровень морфофункциональных характеристик аппарата внешнего дыхания. Указывается, что первоочередного развития требуют именно эти резервы, как основы не только высокой функциональной подготовленности дыхательной системы, но и организма в целом (С.Н.Кучкин, 1991). Кроме того, дыхательные упражнения оказывают комплексное положительное влияние на функции центральной нервной системы, выступая оптимизирующим фактором психофункциональных и сенсомоторных отправлений организма (И.С.Бреслав, 1975; Е.П.Гора, 1992), что весьма важно для деятельности в таком сложнокоординационном виде спорта, как художественная гимнастика. Вышеизложенное позволяет предположить, что использование в тренировочном процессе в художественной гимнастике на начальных этапах тренировки таких дополнительных средств, как дыхательные упражнения, позволит существенно повысить эффективность физической подготовки спортсменок.
Наряду с этим, для эффективного использования средств оптимизации функциональной подготовленности юных гимнасток необходимо выяснение уровня развития ее основных компонентов, ведущих закономерностей и факторов ее определяющих. В настоящее время этот
вопрос остается не доконца проясненным. В литературе приводятся данные, в основном касающиеся квалифицированных спортсменок, и лишь единичные работы посвящены этапу начальной подготовки (Э.Х.Мамедова, 1989).
Таким образом, практическая потребность повышения эффективности тренировок на начальных этапах подготовки, перспективность в этом плане систематического использования дыхательных упражнений, неразработанность методики их применения в тренировочном процессе в художественной гимнастике обусловили небходимость дополнительных исследований этой проблемы и актуальность темы диссертационной работы.
Объект исследования: Совершенствование подготовленности спортсменок 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, на начальном этапе тренировочного процесса.
Предмет исследования: Приемы и методы применения дыхательных упражнений для совершенствования основных компонентов подготовленности юных гимнасток.
Цель исседования: Разработать и экспериментально обосновать методику совершенствования подготовленности юных гимнасток посредством систематического использования дыхательных упражнений на начальном этапе тренировочного процесса.
Гипотеза: Совершенствование подготовленности юных спортсменок на начальном этапе тренировочного процесса в художественной гимнастике будет педагогически целесообразным, если выявив влияние дыхательных упражнений на повышение физических качеств, состояние центральной нервной, двигательной сенсорной и кардиореспираторной систем организма, разработать комплексы дыхательных упражнений и программу их применения в тренировках гимнасток.
Методологической основой диссертационного исследования явились: структурно-функциональный (T.Parsons, 1961; R.K.Merton, 1968; Л.П.Матвеев, 1977, 1978, 1983, 1991; В.Н.Платонов, 1984;
М.Я.Набатникова, 1982) и деятельностный (А.Н.Леонтьев, 1975), подходы к исследованию педагогического процесса, концепция многокомпонентное™ функциональной подготовленности спортсменов (В.С.Фомин, 1984, 1985), представление о последовательном включении и увеличении резервов дыхательной системы в совершенствование аэробной производительности (С.Н.Кучкин, 1986, 1999).
Научная новизна выражается в разработке и обосновании экспериментальных комплексов дыхательных упражнений и программ их применения для совершенствования подготовленности юных гимнасток, в обнаружении позитивного влияния разработанной программы их систематического использования на совершенствование основных компонентов структуры подготовленности гимнасток 6-8 лет.
Теоретическая значимость состоит в конкретизации общетеоретических положений спортивной науки о структуре и уровнях подготовленности юных гимнасток на начальном этапе тренировочного процесса; в дополнении теории и методики спортивной тренировки гимнастов положениями и выводами диссертации о статистически достоверном влиянии дыхательных упражнений на совершенствование подготовленности спортсменок 6-8 лет в художественной гимнастике.
Практическая значимость заключается в разработке комплексов дыхательных упражнений и программы их использования в совершенствовании основных компонентов подготовленности гимнасток на начальном этапе тренировочного процесса; в выявлении показателей уровня и структуры подготовленности юных гимнасток, которые можно использовать для осуществления начального отбора и комплексного контроля в художественной гимнастике.
Результаты исследования применимы при подготовке спортивного резерва в художественной гимнастике, в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами ВУЗов
физической культуры, в ходе повышения квалификации и переподготоки тренеров по художественной гимнастике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Подготовленность юных спортсменок в художественной гимнастике прогрессивно нарастает в возрастном диапазоне от 6 до 8 лет при существенном ускорении с 8 лет, при четкой тенденции к экономизации вегетативных функций организма, зависимости специальной технической подготовленности от факторов физического развития, силовых, скорост-но-силовых возможностей и координационных способностей.
2. Общая физическая работоспособность юных спортсменок в художественной гимнастике на начальном этапе подготовки обусловливается эффективностью и экономичностью функционирования кардио- респираторной системы.
3. Положительный эффект в тренировочном процессе юных спортсменок на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике достигается в результате систематического использования программы дыхательных упражнений, включающей в себя: упражнения для повышения жизненной емкости легких и дыхательных объемов; упражнения для повышения вентиляционных возможностей дыхательной системы; упражнения для увеличения силы и выносливости дыхательных мышц; упражнения для оптимизации состояния центральной нервной системы и имеющих различную направленность (активизирующую, нагрузочную и успокаивающую).
4. Систематическое использование дыхательных упражнений на начальных этапах тренировки в художественной гимнастике является мощным и эффективным средством повышения функционального состояния организма и обладает комплексным воздействием на все компоненты функциональной подготовленности.

Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста и у спортсменок, специализирующихся в художественной гимнастике

По мере роста и развития организма происходит нарастание резервов двигательной функции. Протекает оно с неравномерными гетерохронными изменениями чувствительности онтогенетических процессов к воздействию различных режимов двигательной активности. Это предопределяет учет возрастных особенностей при планировании физического воспитания школьников и дошкольников (В.М.Ченегин, 1991). Дошкольный возраст, или "первое детство", ограничивается рубежами от 3 до 7 лет у девочек и до 8 лет у мальчиков (А.Ф.Тур, I960; Т.Д.Кузнецова, 1986; В.М.Ченегин, 1991). Общеростовые процессы, еще весьма интенсивные, продолжают замедляться. Усиливается дифференцировка структур и функций ребенка. К 7 годам достигается состояние первичного становления, сформированности организма, его форм и функций. Размеры тела еще малы, и соответственно мала валовая производительность физиологических систем - они функционируют неэкономно при несовершенстве регуляторных механизмов. Наблюдается высокая интенсивность обменных процессов (В.М.Ченегин, 1991). В этом возрасте активно прогрессируют основные свойства нервной системы: сила и подвижность нервных процессов, лабильность нейронов. Вместе с тем, нервные процессы еще весьма слабые, и прежде всего активное внутреннее торможение. Слабость процессов возбуждения обусловливает быстрый переход к охранительному торможению. Низка способность к концентрации внимания, к фиксации и извлечению из памяти информации. К 5 годам наступает первичная сформированность второй сигнальной системы (Н.Ю.Соболева, 1993), но еще продолжительное время остается относительное преобладание первой сигнальной системы (В.М.Ченегин, 1991).
Вследствие усиления возбудимости афферентных отделов ЦНС повышается чувствительность сенсорных систем. Растет скорость восприятия зрительных образов, улучшается глазомер, расширяется поле зрения, достигает высокой степени совершенства цветовое зрение. Благодаря интенсивному развитию динамичности и возбудимости высших отделов ЦНС, а также чувствительности сенсорных систем, создаются предпосылки для начального овладения техникой физических упражнений в сложнокоординационных видах спорта.
В развитии вегетативной нервной системы характерна тенденция к повышению парасимпатического тонуса, сказывающаяся, в частности, в урежении ЧСС. В течение этого возраста нарастает теснота взаимосвязи сдвига в сторону брадикардии с развитием общей выносливости (Г.П.Юрко, 1980). Увеличивается систолический объем сердца, отмечается относительное расширение сосудистого русла (В.М.Ченегин, 1991).
С возрастом продолжается развитие функции аппарата внешнего дыхания. С рождением ребенка развитие новых бронхиальных ветвей не прекращается: оно продолжается до 7-8 лет (A.I.Hura, 1965). Процессы роста, развития легких неравномерны и гетерохронны. В возрасте 4-5 лет имеет место плавное развитие и замедленный рост воздухоносных путей, а в 5-7 лет расширение бронхиального дерева преобладает над его удлинением (A.Andronesku, 1970; Т.Д.Кузнецова, 1986). У детей от 5 до 7 лет заметно улучшается проходимость дыхательных путей, а бронхиальное сопротивление значительно снижается (Т.Д.Кузнецова, 1986).
Частота дыхания с возрастом снижается незначительно, она колеблется от 28 в минуту в возрасте 4 лет до 24 в минуту в 7 лет. Дыхательный объем имеет наибольший прирост между 5 и 6 годами жизни. За период от 4 до 7 лет происходит значительное снижение относительного объема общей и альвеолярной вентиляции легких.
Уменьшение вентиляции на единицу площади поверхности тела позволяет говорить о продолжающемся процессе экономизации дыхания.
Возрастное увеличение статических объемов легких обеспечивается большей растяжимостью легких и способностью мышц производить максимальное изменение объема грудной клетки у более старших детей по сравнению с младшими. Увеличение жизненной емкости легких происходит больше за счет увеличения резервного объема вдоха, чем резервного объема выдоха (Т.Д.Кузнецова, 1986).
Состав альвеолярного газа - одной из константных сред организма -уже к 7 годам достигает значений, мало изменяющихся в последующие годы (Н.А.Шалков, 1957). У детей 4-7 лет в нем содержится 17,5 % кислорода и 3,3 % углекислого газа. Состав выдыхаемого газа весьма вариативен.
В течение всего периода "первое детство" благодаря развитию и росту морфофункциональных единиц легких происходит экономизация дыхания, о чем свидетельствует снижение относительных величин легочной вентиляции и относительного потребления кислорода (Т.Д.Кузнецова, 1986).

Уровень двигательной подготовленности гимнасток 6-8 лет

В таблице 3.1. представлены средние величины показателей, отражающих физическое развитие и уровень двигательных качеств юных гимнасток. Можно видеть, что у юных спортсменок показатели роста увеличиваются с возрастом и равняются для 6, 7 и 8-летних спортсменок соответственно: 119,5 ± 0,8, 122,3 ± 1,0 и 134,2 ± 1,8 см. Аналогичная динамика прослеживалась и по показателю веса: 17,8 + 0,5, 21,2 + 0,5 и 24,8 ± 0,7 кг. В литературе утверждается, что школьницы, занимающиеся художественной гимнастикой, отличаются от сверстниц относительно поздним скачком в росте длины тела и меньшим весом тела по сравнению с неспортсменками (Ж.Е.Фирилева, 1981).
Сравнение величин роста и веса, полученных в нашем исследовании с литературными данными (А.В.Чоговадзе, М.М.Круглый, 1977; В.Ю.Давыдов и др., 1994; В.Ю.Давыдов, М.Д.Жидков, 1994), отчасти подтверждает вышеизложенное. Так, гимнастки в возрасте 6 лет практически не отличаются от своих сверстниц, не занимающихся спортом, по росту. Средняя величина веса у гимнасток находится на уровне нижней границы диапазона, приводимого для данного возраста (В.Ю.Давыдов, М.Д.Жидков, 1994).
Гимнастки 7-летнего возраста уступают своим сверстницам как по величине роста, так и веса (С.М.Погудин, А.В.Ремянников, 1988; В.Ю.Давыдов и др., 1994).
Что касается юных спортсменок 8-летнего возраста, то средний показатель их веса соответствует приводимым в литературе величинам для данного возраста, а показатель роста даже несколько больше (В.Ю.Давыдов и др., 1994).
В качестве критерия оценки общей выносливости юных спортсменок, нами были использованы показатель общей физической работоспособности, определяемый в тесте PWCno и рассчитываемая по нему величина максимального потребления кислорода. Величины PWC o у девочек 6 и 7 лет мало различались и равнялись соответственно 235,5 ± 11,4 и 241,9 ± 14,9 кгм/мин. Гимнастки 8-летнего возраста значительно превосходят по этому показателю 6-ти и 7-летних спортсменок (Р 0,01). Эти показатели позволяют заключить, что уровень общей физической работоспособности, а значит и уровень выносливости юных гимнасток начинает существенно возрастать именно в возрасте 8 лет. Наши результаты подтверждаются и литературными данными. Показано, что в течение всего дошкольного возраста происходит интенсивная экономизация общих энерготрат организма, вследствие чего уже в начале дошкольного возраста довольно высок уровень созревания проявлений общей выносливости (В.М.Ченегин, 1991).
Более значительный уровень выносливсти у гимнасток 8 лет подтверждается и величинами времени задержки дыхания как на вдохе, так и на выдохе. Наблюдается увеличение времени задержки дыхания от 6 до 8 лет (Р 0,05), см. рис. 3.1.
Как известно, устойчивость к дефициту кислорода считается важным показателем резервных возможностей организма и работоспособности (В.В.Матов, И.Д.Суркин, 1968; С.П.Летунов и др., 1972). Установлена взаимосвязь между индивидуальной устойчивостью к гипоксии и уровнем развития важнейшего двигательного качества - выносливости (С.П.Летунов, Р.Е.Мотылянская, 1971; А.Н.Корженевский и др., 1993). Наиболее простым способом определения гипоксической устойчивости является проведение проб с задержкой дыхания. Обнаружена корреляционная связь между физической работоспособностью и показателями времени задержки дыания на вдохе и выдохе у детей и подростков 8-15 лет обоего пола. Показана отчетливая зависимость этого показателя от пола, возраста, физического развития и степени тренированности (Е.В.Евсеева, 1976).
В качестве критерия силы нами использовались показатели кистевой динамометрии правой и левой руки (Fnp.p и Рлев.р.). Показателем статической силовой выносливости выступала величина времени удержания угла в висе (УВ), а динамической силовой выносливости - количество подъемов туловища из положения лежа на животе (ПТ).
Результаты исследований показали, что наибольшие величины максимальной произвольной силы кистей рук обнаруживаются у юных гимнасток 8 лет. По этому параметру они вдвое превосходят (Р 0,05) 6-ти и 7-летних девочек.
В литературе указывается на то, что занятия художественной гимнастикой благоприятно влияют на увеличение мышечной силы (Ж.Е.Фирилева, 1981; В.М.Ченегин и др., 1994). Вместе с тем, отмечается, что особенностью проявлений двигательной функции в дошкольном возрасте является низкий уровень и более медленные, чем в последующие возрастные периоды, темпы прироста как абсолютных, так и относительных величин мышечной силы (С.М.Погудин, В.М.Ченегин, 1994). Была выявлена волна интенсивного прироста силовых способностей у девочек в возрасте от 4-7 до 9-Ю лет (Й.Янкаускас, Э.Логвинов, 1984). Это подтверждается и полученными нами данными о величине максимальной произвольной силы у гимнасток 6-7 лет и их существенным приростом в возрасте 8 лет.
Совершенно другая ситуация обнаруживается в динамике статической силовой выносливости, оцениваемой по времени удержания угла в висе. Этот показатель практически не различается у девочек всех трех возрастных групп, и даже имеет тенденцию к уменьшению. Это обстоятельство, по-видимому, объясняется тем, что силовая выносливость мышц брюшного пресса достигает максимальных величин только к 13-14 годам (Ж.Е.Фирилева, 1981), а наиболее интенсивные темпы ее прироста приходятся на период 9-Ю лет (В.М.Ченегин, 1991).

Уровень развития основных вегетативных систем юных гимнасток

Средние величины основных показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем у гимнасток 6-8 лет представлены в таблице 3.3.
Показатели ЧСС, зарегистрированные в состоянии покоя у гимнасток разного возраста, обнаруживают тенденцию к снижению с 92,5 + 2,0 уд/мин у 6-летних до 87,9 + 2,0 уд/мин у 8-летних гимнасток. Эти величины соответствуют приводимым рядом авторов данным (В.М.Ченегин, 1983, 1995; В.Б.Шварц, С.В.Хрущев, 1984), которые также отмечали тенденцию к брадиркардии в дошкольном возрасте. Аналогичным образом изменяются с возрастом и величины артериального давления, динамика и уровень которых также соответствуют цифрам, приводимым в литературе для данных возрастов (В.М.Ченегин, 1983, 1995).
Величина минутного объема кровотока практически одинакова у спортсменок всех изучаемых возрастов и находилась в диапазоне 6,19 -6,32 л/мин. Величина систолического объема имеет четкую тенденцию к увеличению с возрастом, в среднем с 67,7 + 0,8 мл у 6-летних, до 70,6 ± 0,9 мл - у 8-летних гимнасток.
Параллельное снижение ЧСС и возрастание систолического объема свидетельствует о росте экономизации в деятельности сердечнососудистой системы у юных гимнасток с возрастом.
По мере роста и развития организма происходит нарастание резервов двигательной функции. Протекает оно с неравномерными гетерохронными изменениями чувствительности онтогенетических процессов к воздействию различных режимов двигательной активности. Это предопределяет учет возрастных особенностей при планировании физического воспитания школьников и дошкольников (A.I.Hura, 1965; Т.Д.Кузнецова, 1986 ; В.М.Ченегин, 1991).
Исследованиями С.Н.Кучкина (1986, 1999) было показано, что "резервы мощности" дыхательной системы, характеризующих уровень морфофункциональных характеристик аппарата внешнего дыхания, обеспечивают основной прирост аэробных возможностей. Указывается, что первоочередного развития требуют именно эти резервы, как основы не только высокой функциональной подготовленности дыхательной системы, но и физической подготовленности организма в целом (С.Н.Кучкин, 1991). Вследствие этого, эти показатели должны в первую очередь использоваться при контроле и оценке аэробных возможностей организма юных спортсменов на начальных этапах тренировки.
Имея ввиду вышесказанное, для оценки состояния дыхательной функции, мы прежде всего использовали показатели, отражающие резервы мощности дыхательной системы: параметры жизненной емкости легких, объемной скорости дыхательных потоков, силы дыхательной мускулатуры и гипоксической устойчивости организма.
Величины всех параметров внешнего дыхания у 8-летних девочек отмечались на более высоком уровне, чем у гимнасток 6-ти и 7-ми лет (см. табл. 3.3).
Так, жизненная емкость легких равняясь в среднем 1035 ± 33 мл у 6-летних спортсменок, у 7-летних несущественно повышается до 1132 ± 39 мл и возрастает у 8-летних до 1409 + 82 мл. Размер этого показателя вполне согласуется с данными приводимыми в литературе и обнаруженными у девочек, незанимающимися спортом (Т.Д.Кузнецова, 1986; В.Ю.Давыдов и др., 1994; В.Ю.Давыдов, М.Д.Жидков, 1994). Некоторые авторы отмечают прирост ЖЕЛ в возрастной период с 7 до 10 лет от 1200 до 2000 мл (В.Б.Шварц, С.В.Хрущев, 1984).
Аналогичным образом изменяются и показатели силы дыхательных мышц и объемной скорости дыхательных потоков.
Показатели величин времени задержки дыхания на вдохе и выдохе прогрессивно возрастают с 6 до 8 лет, как уже отмечалось выше, при анализе развития уровня общей выносливости. Вместе с тем, сравнение средних величин этих показателей, с приводимыми в литературе, показывает, что если время задержки дыхания на выдохе соответствует таковому у 8-летних девочек, то время задержки дыхания на вдохе у наших испытуемых оказалось несколько ниже (В.Б.Шварц, С.В.Хрущев, 1984).
Таким образом, результаты полученные на данном этапе исследований показывают, что на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике у юных спортсменок 6-8 лет наблюдается прогрессивное улучшение физического развития и всех основных компонентов подготовленности.
Динамика показателей кардио-респираторной системы свидетельствует о возрастной тенденции к экономизации вегетативных функций организма юных гимнасток в возрастном диапазоне от 6 до 8 лет. Практически одинаковые уровни показателей функциональной подготовленности гимнасток в возрасте 6 и 7 лет и видимое их отставание от 8-летних спортсменок, у которых наблюдается существенный прирост всех изучаемых показателей, возможно объяснить тем, что возраст 6-7 лет , по действующей учебной программе для ДЮСШ, приходится на этап предварительной подготовки. На этом этапе целенаправленная функциональная подготовка практически не осуществляется, а решаются задачи разносторонней общей физической подготовки. В возрасте 8 лет спортсменки в художественной гимнастике переходят на этап начальной спортивной специализации, на котором уже осуществляется углубленная специальная физическая тренировка по совершенствованию специально-двигательной подготовки (Ж.А.Белокопытова, 1982; Ж.А.Белокопытова и др., 1991).

Содержание программы использования дыхательных упражнений в тренировке юных гимнасток

Первый блок используется перед началом тренировочной работы во время разминки и содержит упражнения активизирующего типа. К ним отнесены "очищающее дыхание" (С.Н.Кучкин, 1991) и чередования успокаивающего и активизирующего типов дыхания. Из литературы известно, что чередование этих двух типов дыхательных маневров способствует оптимизации состояния центральной нервной системы, улучшению самочувствия и повышению готовности спортсменов к выполнению тренировочных нагрузок (Б.С.Стобород, В.П.Башмаков, 1988).
Второй блок дыхательных упражнений выполняется в основной части тренировочного занятия, между основными физическими нагрузками. Этот блок в основном составляют дыхательные упражнения нагрузочного типа, направленные на увеличение жизненной емкости легких и дыхательных объемов, развитие силы и выносливости дыхательных мышц и способности к поддержанию максимальной вентиляции легких. В специальных исследованиях было установлено, что систематическое применение таких упражнений существенно увеличивает жизненную емкость легких, максимальную вентиляцию легких, максимальную силу и выносивость дыхательной мускулатуры (С.Н.Кучкин и др., 1980; С.Н.Кучкин, И.Н.Солопов, 1989; С.Н.Кучкин, 1991). При этом отмечалось увеличение показателей физической подготовленности: повышались результаты прыжка в длину с места, увеличивались показатели кистевой динамометрии и гибкости, наблюдалась оптимизация тонуса вегетативной нервной системы и повышение функционального состояния основных вегетативных систем, повышалась физическая работоспособность (В.А.Шестаков, В.К.Макаренко, 1986; А.А.Шнайдер, 1988; Л.В.Салазникова, В.Л.Иванов, 1995; Т.Г.Коваленко и др., 1998). Третий блок применяется после окончания тренировки, дыхательные упражнения при этом носят успокаивающий характер и направлены на ускорение восстановительных процессов. В этот блок входят успокаивающий тип дыхания и трехфазное дыхание (В.К.Макаренко, 1986, 1987; Е.А.Лукьянова и др., 1987; Б.С.Стобород, В.П.Башмаков, 1988). Экспериментальные исследования показали, что использование дыхательных упражнений в качестве средства срочного восстановления, способствует восстановлению функционального состояния организма после тренировочных и соревновательных нагрузок (В.А.Шестаков, В.К.Макаренко, 1986; В.К.Макаренко, 1987). Дыхательные упражнения для повышения жизненной емкости легких и дыхательных объемов Сверхглубокие (тройные) вдохи и выдохи ("Вдох + 3 вдоха, выдох + 3 выдоха"): Производится медленный, глубокий вдох- пауза 2-5 сек -грудная клетка и ее мышцы возможно больше расслабляются, после чего дополнительно и последовательно производится еще 3 вдоха, сверх уже сделанного. После каждого вдоха, осуществляется пауза (3 сек). Затем осуществляется выдох, также поэтапно. После первого глубокого выдоха -пауза, нужно максимально расслабить мышцы грудной клетки и путем максимального сокращения брюшного пресса сделать еще 3 выдоха, вплоть до появления кашлевого рефлекса.
После упражнения следует несколько обычных дыханий, после чего упражнение повторяется. В нашей программе это упражнение выполняется во время основной части тренировки, хотя может выполняться и утром, сразу после пробуждения, и в другое удобное время.
В результате регулярного применения этих упражнений повышается вентиляция маловентилируемых участков легких, в них улучшается кровообращение, оптимизируются условия для газообмена. Весьма значительно возрастает жизненная емкость легких, увеличиваются резервные дыхательные объемы, повышается подвижность грудной клетки (С.Н.Кучкин, 1991).
Дыхательные упражнения для увеличения силы и выносливости дыхательных мыши Усиленные вдохи и выдохи через сжатые зубы и губы. Это упражнение направлено на развитие силы дыхательных мышц. В качестве отягощения в нем используется сопротивление, создаваемое дыхательным потокам сжатыми зубами при вдохе и губами сжатыми в трубочку - при выдохе. После обучения упражнение выполняется 3-4 раза, затем количество повторений постепенно увеличивается (С.Н.Кучкин, 1991).
Сдувание спичечного коробка. Упражнение состоит в осуществлении форсированных дыхательных движений грудной клеткой, целью которых является совершение максимальных по быстроте выдохов, посредством которых должен сдуваться с подставки легкий предмет -спичечный коробок. Это упражнение носит игровой характер и осуществляется в соревновательной форме. В начале спичечный коробок устанавливается на расстоянии 30-40 см от занимающейся, затем по мере освоения упражнения расстояние и количество повторений увеличивается. Данное упражнение весьма эффективно развивает силу дыхательной мускулатуры (С.Н.Кучкин, 1991).
Частое и глубокое дыхание. Это упражнение является наиболее простым для развития выносливости дыхательных мышц и заключается в относительно длительном поддержании повышенной вентиляции легких за счет осуществления частых и глубоких дыхательных движений. В условиях мышечного покоя это упражнение выполняется в начале в течение 5-6 с. В последствие продолжительность выполнения упражнения может увеличиваться до 15-20 с. Упражнение рекомендуется выполнять после физических нагрузок, что будет способствовать быстрейшей ликвидации кислородного долга (С.Н.Кучкин, 1991).
Дыхательные упражнения для оптимизации состояния центральной нервной и вегетативных систем.
Очищающее дыхание. Упражнение выполняется следующим образом: Производится медленный полный вдох, и после небольшой паузы двумя-тремя короткими и сильными толчками воздух выдыхается через губы, сложенные трубочкой, без надувания щек. В начале упражнение выполняется 2-3 раза, впоследствие может быть выполняемо 5-Ю раз (С.Н.Кучкин, 1991).